Хронические алкоблогеры

реклама алкоголя в интернете, блогеры, собчак, парфенов, лебедев, варламов

Что только не рекламируют наши топовые блогеры. Даже алкоголь, реклама которого в интернете запрещена (статья 21 ФЗ «О рекламе»). «Коммерсант» подсчитал, что за прошлый год российские YouTube-блогеры могли заработать на рекламных «интеграциях» с алкогольными брендами около 175 млн рублей.

Так виски Dewar’s рекламируют Ксения Собчак, Артемий Лебедев и Леонид Парфенов. Последний сделал за год аж 15 интеграций с данным брендом. А Собчак демонстрировала этот напиток в том числе во время прямого эфира со своим мужем. Виски William Lawson’s замечен у пародиста Satyr. Вермут Martini встречается в роликах Насти Ивлеевой. Водка «Беленькая», водка «Архангельская» и ром Bacardi в шоу Comment Out от «Чикен Карри». Блогер Илья Варламов также продвигает водку «Архангельская» и даже выпустил обзор производства этого напитка.

Почему-то большинство блогеров остаются вне поля зрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Известно только о двух случаях, когда не удалось избежать ответственности. Причем наказание было чрезмерно мягким: Варламов заплатил штраф 2000 р., а госпожу Ивлееву обязали удалить ролик со своего интернет-канала.

Отдельной статистики по рекламе алкогольной продукции у блогеров ФАС не ведет. Но сообщается что за прошлый год им поступило почти 2000 жалоб о нарушениях в сфере рекламы алкоголя. Одну такую жалобу решили отправить и мы. Она касалась рекламы виски Dewars в одном из выпусков «Осторожно, Собчак!». ФАС подтвердил, что подобная реклама не должна размещаться в сети и напомнил, что ответственность лежит как на рекламораспространителе, так и на рекламодателе.

Ведомство отправило запрос в компанию ООО «Бакарди РУС», которая является уполномоченным импортером виски Dewar’s и осуществляет его оптовую перепродажу и продвижение на территории Российской Федерации. Ответ был циничным: компания «не размещает и не заказывает размещение какой-либо рекламной информации о реализуемой алкогольной продукции».

Также ФАС направила запрос информации в МВД России с просьбой предоставить данные о местожительстве и контактных данных Ксении Анатольевны Собчак для направления ей «запроса с целью выяснения обстоятельств распространения рекламы виски». Однако МВД отказало в предоставлении персональных данных, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено предоставление персональных данных для указанных в запросе ФАС целей.

Вот такой паноптикум получается. Продавцам алкоголя можно верить на слово. А контактов одной из самых медийных персон в стране просто не нашлось. Хотя только в Инстаграме у Ксении Анатольевны указано два телефона ее помощников. По каким-то причинам ФАС отказывается выполнять свою прямую обязанность, позволяя блогерам зарабатывать миллионы незаконным способом.

«Коммерсант» также отправлял запросы, правда самим блогерам – Парфенову, Варламову и Собчак. Все запросы остались без ответа.

Но даже в случае привлечения блогеров к ответственности, штрафы им грозят весьма скромные (что мы и наблюдали в случае с Варламовым). Физлица могут быть наказаны максимум на 2,5 тысячи рублей. Нужно ли говорить, что доходы блогеров от рекламы алкоголя в сотни раз превосходят эту сумму. Более того, если в суде блогер докажет, что сюжет был выпущен не с целью рекламы, а с целью информирования, то ответственности и вовсе можно избежать.