Как придумать название бренда

Как придумать название бренда, нейминг

Название бренда служит крючком, который помогает закрепиться в сознании потенциальных потребителей. Оригинальное и привлекательное название влияет на запоминаемость, формирует уникальные ассоциации, вызывает доверие и, как следствие, повышает спрос на предложение бренда.

Риски в нейминге бренда выше, чем при выборе имени для ребенка. Повзрослев, ребенок может быстро и без проблем свое имя поменять. Сменить имя компании также безболезненно не получится. Придется потратить не один год и огромное количество денег, чтобы потребитель узнал, принял и оценил достоинства нового названия.

Думаете, что хорошие названия придумывают только профессиональные маркетологи и филологи? Статистика доказывает обратное. Если мы возьмем топ-100 самых мощных брендов и наведем справки откуда появилось их название, то с удивлением обнаружим, что эти названия были придуманы не в дорогостоящем брендинговом агентстве, а самими предпринимателями.

Вот несколько примеров. Стив Джобс придумал название Apple после того, как вернулся с яблоневой фермы. Один из основателей Starbucks Гордон Боукер однажды увидел название городка Starbo, которое ему напомнило персонажа «Моби Дика» по имени Starbuck. Основатель Amazon Джефф Безос выбрал название для своего бренда из-за ассоциаций с рекой Амазонка, которая является крупнейшей на земле, а Безос мечтал создать крупнейший книжный магазин в мире. Название бренда Samsung переводится с корейского как «Три звезды» – основатель компании Тэгу Бьонг Чхуль Ли хотел чтобы компания была вечной как звезды на небе. Название Microsoft придумал сооснователь компании Пол Аллен, партнер Билла Гейтса.

Можно обратиться и к российскому опыту. Название одного из самых известных отечественных брендов «Яндекс» придумали основатели Илья Сегалович и Аркадий Волож. Илья придумал Yandex – сокращение от «yet another indexer» («еще один индексатор»). Аркадий предложил заменить первые две английские буквы на русскую «Я». Так получилось название Яndex.

Название «ЛУКОЙЛ» придумал генеральный директор «Лангепаснефтегаза» Равиль Маганов, будущий директор «ЛУКОЙЛА». Он взял первые буквы от трех городов Ханты-Мансийского автономного округа, в которых на момент образования концерна были расположены основные нефтедобывающий предприятия: Лангепас, Урай и Когалым. В конце добавил «ойл» (от английского «oil» — нефть).

Бизнесмен Андрей Рогачев решил основать сеть продуктовых магазинов и провозгласил пять принципов своего бренда: 1 – низкие цены; 2 – широкий устойчивый ассортимент; 3 – лучшее расположение магазинов; 4 – высокое качество обслуживания; 5 с высокое качество товаров. Количество этих принципов легло в название бренда – «Пятерочка».

Достаточно аргументов в защиту тезиса, что нейминг под силу любому предпринимателю? Ваша цель – придумать название, которое отражает суть бизнеса, транслирует выгоды бренда, его  позиционирование, лояльно воспринимается целевой аудиторией и является уникальным, непохожим на конкурентов. При этом, эффективное название должно легко запоминаться, писаться и произноситься.

Универсальных приемов для успешного нейминга нет. Но есть несколько техник, которые помогут вам в этом творческом процессе.

 

Соединение нескольких слов

Берем любые слова, относящиеся к бренду (ассоциации, характеристики продукта, сферу деятельности, имя основателя) и комбинируем части этих слов.

«Роснефть» – российская нефть

«Газпром» – газовая промышленность

Adidas – имя основателя Адольф (друзья звали Ади») Даслер

Оsram – от названия металлов осмий и вольфрам

«Ингосстрах» – иностранное государственное страхование

Durex – первые две буквы от слов Durable Reliable Excellence (прочность, надежность, превосходство).

 

Создание аббревиатуры

Опишите свою компанию в 3-5 словах и возьмите от этих слов первые буквы. Это самый простой способ создать уникальное имя бренда.

МТС – мобильные телесистемы

МГУ – московский государственный университет

ГУМ – государственный универсальный магазин

ВТБ – внешний торговый банк

СДЭК – служба доставки экспресс курьер

МХАТ – московский художественный академический театр

РЖД – российские железные дороги

ITA – italian transporto aereo  

Не забывайте о благозвучии аббревиатуры. Не всегда получившаяся конструкция легко произносится и приятна на слух. Например: МИИГАиК, КемТИИП, ЗЖБК. Такие варианты произносится с трудом. Не говоря уже о том, что не способны передать ценности бренда.

 

Рифмование

Благодаря повторению созвучных слов, название получает особую звуковую выразительность и отлично запоминается. Иногда и вовсе достаточно повторить одно слово.

«ЛавкаЛавка» – фермерские продукты

«Пава-Пава» – индейка  

TikTok – популярная социальная сеть

Chop-Chop – сеть барбершопов

NicePrice – сеть кафе с фиксированным прайсом на все блюда

BP («Би-Пи») – британская нефтегазовая компания 

Coca-Cola – газированный напиток

KitKat – шоколадный батончик

BlaBlaCar – сервис для попутчиков

«Нали-Вали» – пивной бар-магазин

«Пили-Швили» – ресторан грузинской кухни

 

Метафора

Очень интересный способ, суть которого заключается в том, чтобы придумать метафору, которая отражает суть позиционирования бренда. Это не всегда легко сделать, но такое название будет больше чем название, поскольку на основе метафоры можно придумать также логотип, фирменный стиль, оформление интерьера.

Барбершоп «Тайга» – дикая растительность на лице сравнивается с лесом.

Спортивная одежда Puma – человек в одежде этого бренда такой же быстрый и грациозный как хищник.

Оператор сотовой связи «Билайн» – покрытие территории страны сравнивается с пчелиными сотами («bee» в переводе с английского «пчела»).

Интернет-гипермаркет Amazon – сравнение изобилия ассортимента компании с самой полноводной рекой.

Бар «Дорогая, я перезвоню» – здесь метафора передает состояние гостя, когда он засиделся и не хочет уходить.

Метафора обладает одним минусом. У такого названия нет очевидной смысловой привязки к товару или услуге, в результате чего потребитель не всегда может идентифицировать чем же занимается бренд.

 

Географические названия

Суть метода – рассказать через название где вы находитесь и тем самым перенести положительные характеристики места на сам продукт. Причем название места может быть как реальным, взятым от местности, где находится ваше производство, так и вымышленным.

«Село Зеленое» – подчеркивает натуральность и экологичность продуктов.

«Измясово» – сообщает о том, что полуфабрикаты сделаны из мяса, а не из сои и других заменителей.

«Простоквашино» – воспоминания о добром советском мультфильме, о корове Мурке и ее теленке Гаврюше, переносятся на продукцию бренда.

«Балтика» – место, где находится пивоваренный завод, ассоциируется прежде всего с водой и холодом, что прекрасно подходит для пива.

«Вкуснотеево» – вымышленное название, чтобы сделать акцент на вкусе продуктов.

«Столичная» – все лучшее в столице, поэтому водка тоже лучшая.

«Фруктовый сад», «Сады Придонья» – в саду фрукты свежие, без химии, поэтому и сок натуральный, полезный.

 

Использование фамилий

Можно было бы назвать этот способ слишком простым и непритязательным, но это не мешает брендам, использующим такой способ нейминга, становиться популярными на весь мир. По фамилии своих основателей названы отель Hilton, автомобили Ford, рестораны быстрого питания «Макдональдс», водка Smirnoff, студия Disney, банк Tinkoff, производитель техники Bosch, бренды одежды Louis Vuitton, Calvin Klein, Dolce&Gabbana, Chanel, Lagerfeld, Prada, продовольственная компания Heinz, производитель потребительских товаров Procter&Gamble, производитель лекарственных препаратов Johnson&Johnson, шоколадная фабрика «А. Коркунов», глазированные сырки «Б.Ю. Александров», IT-компания «Лаборатория Касперского», ювелирная компания Sokolov и многие другие известные бренды.

Минус этого метода – фамилия ничего не говорит о деятельности бренда и его позиционировании. Требуется время, чтобы потребители узнали что же предлагает бренд. Этот процесс проходит быстрее, если мы часто встречаем продукт на полках магазинов.

Иногда фамилии могут быть выдуманными. В этом случае, они, наоборот, являются говорящими и намекают на вид деятельности или свойства товара: кулинарная лавка «Братья Караваевы», каши быстрого приготовления «Быстров», чистящее средство Mr. Muscle, консервированная продукция «Дядя Ваня», обувь Carlo Pazolini.

 

Отсылка к истории или историческим персонажам

Такие название подчеркивают историю бренда, говорят о преемственности вековых традиций или передают свои ценности через великие имена. Фабрика «Большевик», печенье «Юбилейное», шампанское «Советское», шоколад «Аленка», шоколадная фабрика «Россия», часовой завод «Ракета», кафе «Пушкинъ», отель Сhekhoff, ЖК «Зиларт», ЖК «Суворов Парк», ЖК Shagal, производитель электромобилей Tesla – каждое название моментально передает характер и силу бренда.

 

Абстрагироваться от ассоциаций

Для названия бренда можно выбрать слово, которое напрямую не ассоциируется с деятельностью бренда. Минус в том, что здесь мы упускаем возможность рассказать в названии о сути бизнеса. Но это не всегда негативно влияет на успех компании. Чтобы в этом убедиться, посмотрим на примеры:

Маркетплейс Wildberries («Дикие ягоды»)

Обувь Kari

Сеть продуктовых магазинов «Магнит»

Сеть магазинов одежды Familia

Стиральный порошок «Миф»

Производитель техники Apple

Сеть фитнес-клубов «Зебра»

Сеть книжных магазинов «Лабиринт»

Ни одно из названий не имеет никакого отношения к сфере деятельности бренда.

 

Искажение слов

Этот метод придает названию креатива, юмора и запоминаемости. Искажать слова можно просто меняя отдельные буквы, чтобы это вызывало удивление у потребителя. Или путем добавления приставок и окончаний, получая тем самым новые слова. Иногда интересные варианты получаются если английское слово написать кириллицей или наоборот, русское слово латиницей. Способов может быть много, ограничений в креативе нет.

«Отмороженое» – необычное мороженое в Петербурге, которое имеет нестандартные вкусы. Приставка «от» отлично передает этот хулиганский характер.

«Эковер» – теплоизоляционное покрытие. «Cover» в переводе с английского – «покрывать». Транслитерация на кириллицу дает слово «ковер», а приставка «э» в сочетании с первым слогом образует «эко», что сообщает об экологичности материала.

«Халасё» – ресторан азиатской кухни. Слово «хорошо» стилизовали под японскую речь.

Carnalove – бренд детской одежды. Слово «карнавал» написали на латинице, плюс заменили «вал» на созвучное «love». И «карнавал» читается, и любовь присутствует.

 Acoola – бренд детской одежды и аксессуаров для детей и подростков. Здесь заменили «u» на «oo». Звук один, читается одинаково, но выглядит необычно и запоминается.

«Пили и гризли» – пивной бар. Тут в слове «грызли» заменили одну букву и получили название подвида бурого медведя, чей образ, кстати, используется в лого.

Drinx – магазин алкогольных напитков. Здесь заменили «ks» на «x». Звучание и смысл не изменились, зато получили уникальное слово, которое можно легко зарегистрировать в качестве торговой марки.

 

Латинский язык

Язык древних римлян оказал огромное влияние на формирование европейских языков. Так, в итальянском, испанском, португальском, французском, румынском, молдавском не менее 70% слов латинского происхождения. Не мало их и в русском языке. Поэтому латинские слова приятны для нашего уха. Попробуйте с помощью переводчика Яндекса перевести ассоциации из карты слов на латынь.

Известные бренды, в основе которых лежат латинские слова: Nivea (niveus – белоснежный), Pentium (pent – пять, т.к. процессор был пятого поколения), Visa (виденная, проверенная), Pigeon (голубь), Accent (акцент), Acer (острый, четкий), Audi (слушай).

Не забывайте, что все варианты нужно проверить на уникальность. Сделать это можно с помощью специальных сервисов. Посмотрите также в поисковых системах и в соцсетях нет ли компании с таким же или похожим названием. Компании не всегда регистрируют свое название, однако активно ведут свою деятельность и могут помешать вашей работе.

Важно проверить название и на наличие свободного домена. Желательно чтобы он полностью совпадал с названием вашего бренда. 

Когда название определено, его нужно зарегистрировать в качестве торговой марки. Так вы становитесь единственным правообладателем конкретного названия. Подать заявку можно на сайте «Роспатента». Процесс регистрации не быстрый, он занимает до 10 месяцев. Но важно не время получения свидетельства, а время подачи заявления, т.к. с этого момента действует право приоритета – никто уже не сможет зарегистрировать такое же название. А пока ваше название проходит регистрацию, самое время заняться разработкой логотипа.

Сомневаетесь в собственных силах? Закажите услугу разработки нейминга у нас!

 

Закажите нейминг или получите бесплатную консультацию