Гайдлайн и брендбук: в чем разница?

Пора объяснить разницу между гайдлайном и брендбуком. Путаница в этих понятиях весьма частое явление. Когда клиент хочет заказать разработку фирменного стиля, он звонит в дизайн-бюро и говорит что ему нужен брендбук. А на самом деле ему необходим гайдлайн. Как же так? В чем разница? Ведь и компании, занимающиеся разработкой фирменного стиля, так и заявляют у себя на сайте – мы готовим брендбук! Именно эти компании, а таких большинство, вносят сумятицу в суть вопроса. Это говорит об отсутствии теоретических знаний данных специалистов, что впрочем не всегда говорит о качестве разрабатываемого им дизайна.

Давайте разбираться. Гайдлайн и брендбук – два принципиально разных документа. Один из области дизайна, другой из области PR и маркетинга.

брендбук гайдлайн
Брендбук платежной системы «МИР» Гайдлайн IT-компании Mflash

Гайдлайн – это паспорт стандартов. В этом документе содержатся инструкции, которые регламентируют правила размещения логотипа и элементов фирменного стиля на рекламных носителях. Гайдлайн объясняет логику, использованную при разработке фирменных элементов. В первую очередь описываются константы бренда: пропорции логотипа, фирменные шрифты и цвета в значениях стандартных палитр. Также демонстрируется размещение фирменного стиля на различных документах: визитке, фирменном бланке, презентационном слайде, конверте и т.д.

Брендбук – это более серьезный документ, который готовит команда маркетологов и пиарщиков на основе многочисленных исследований. В брендбуке описывается миссия и философия бренда, его ценности, цели на среднесрочную и долгосрочную перспективу, позиционирование, целевая аудитория, корпоративная культура и многое другое. Разделы могут отличаться, в зависимости от специфики компании. Но одним из разделов всегда является описание логотипа и фирменного стиля компании – т.е. фактически гайдлайн в полном составе. Видимо из-за того, что гайдлайн является частью брендбука, и появилось эта путаница.

Бренд-карта Логобук
Бренд-карта сайта Tinkoff.ru Логобук «Почта Банка»

Но это еще не все. Существует также логобук – это документ, описывающий параметры логотипа и правила его размещения на различных носителях. Часто, особенно начинающие компании, не имеют бюджета на разработку фирменного стиля. Они разрабатывают только логотип. В этом случае дизайнеры готовят логобук.

Ну и это еще не все. Крупные компании, например, банки, для отдельных продуктов готовят бренд-карты. Этот документ описывает составляющие фирменного стиля применительно к одному направлению коммуникаций. Так, например, фирменный стиль сайта будет иметь свои нюансы по сравнению, например, с полиграфическими материалами.